В связи с этим огромное значение приобретает разработка стратегии организации работы с местным населением, использование для этого специалистов-социологов, определение целевых групп населения, повышение привлекательности музеев для них. Всегда необходимо помнить: для кого существует этот музей, приобретаются эти предметы, какого посетителя мы хотим увидеть в наших залах. Не безликую группу, а аудиторию с разнообразными привычками, запросами, вкусами. По наблюдениям, в последние годы музеи, изучающие своего посетителя, становится центром притяжения игнорируемых другими культурными институтами людей из различных этнических, демографических и социальных групп.
Существует мнение, что вообще следует перенести акцент с внутренней деятельности на внешний, т.е. на посетителей. Необходимо признать первостепенную роль процесса обучения, чтобы эффективно общаться со своим посетителем. Музеи должны четко определить для себя, считает автор, какая именно публика им нужна, и стремится к установлению с нею необходимых связей.
В музеях создаются новые экспозиции, придумываются нестандартные решения, извлекаются из фондов уникальные музейные предметы - и человек, гражданин, к которому обращена деятельность музея, не приходит в музей. Кстати, это не только российская проблема: по общей сводной статистике Франции 70 % французов ни разу в своей жизни не переступали порог музея, и это в стране с необыкновенно разветвленной сетью музеев и разнообразнейшими формами работы с посетителем. В Австрии, где в 90-е гг. наблюдался рост сети местных музеев, специалисты отмечают падение посещаемости из-за однообразия и скуки. Опросы в английских музеях показали, что причины, по которым посетители избегают приходить в музей: скука, высокая плата, несоответствие большинства экспозиций уровню восприятия детей.
Отечественная статистика музейного развития крайне скудна и локальна, но и те цифры, что удается отследить Главному вычислительному центру Министерства культуры Российской Федерации, зачастую просто обескураживают. "Чем вас привлекает музей?" - спросили посетителей нескольких российских музеев. Значительная часть ответили: открытием новых выставок. Действительно, выставочная деятельность является ярким показателем работоспособности, востребованности музея.
И это в ситуации, когда многие музеи демонстрируют новые формы деятельности, стараются не потеряться в новых условиях. Такие противоречивые процессы. Почему это происходит? Кто тот человек, который переступает сегодня порог музея в России? На первый вопрос ответить можно многообразно, но, как мне представляется, одна из основных причин: мы плохо знаем мир наших сограждан, их потребности, игнорируем зачастую общую ситуацию, в которой человек находится, его культурный и социальный уровень, его повседневность. Зачастую музей остается равнодушным к человеку, для которого он работает. А этот человек, этот посетитель сегодня уже другой. По всей стране отмечается уменьшение количества туристов, но в регионах с более благоприятной социально-экономической ситуацией приток местных жителей стабилизировался, кое-где расширился их возрастной состав. Уменьшение количества посетителей происходит в основном за счет взрослого населения; большая часть посетителей по-прежнему школьники, учащиеся средних учебных заведений.
Отечественные исследователи отметили и парадоксальную, на первый взгляд, особенность - общее количество посетителей находится в прямой зависимости от их уровня благосостояния: в музей приходят в основном люди со средним достатком и малоимущие. "Многие группы населения считают, что музеи не для них", - можем мы печально констатировать вслед за английским исследователем: изучение статистики в Великобритании показывает, что растет число посещений, а не количество посетителей. Многие российские музейщики считают своим основным достижением последних лет, что им удалось сохранить своего постоянного посетителя, несмотря на то, что новый не всегда охотно приходит в музей.
Другие публикации:
Психология цвета
Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.). Приятное или неприятное чувство, кото ...
Архитектура Древнего Рима
Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел у ...
Вилла Фарнезе
Пала́ццо или ви́лла Фарне́зе (итал. Villa Farnese), в отечественной литературе также замок Капрарола, — укреплённая ренессансная усадьба кардинала Алессандро Фарнезе в местечке Капрарола, в Лацио, в 50 км к северо-западу от ...