Предложения по совершенствованию образовательно-развивающей функций музея и работы с молодежью

Материалы » Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности в музее "Анна Ахматова. Серебряный век" » Предложения по совершенствованию образовательно-развивающей функций музея и работы с молодежью

Страница 1

Комплексное исследование музея как института социально-культурной деятельности подтвердило исходную рабочую гипотезу, основанную на том, что сегодня он не может более ограничиваться отбором, сохранением, классификацией, реставрацией и экспозицией историко-культурных раритетов. Эффективность музея, вступающего в информационное общество XXI века, находится в прямой зависимости от того, насколько он, реализуя традиционные формы поисково-охранительной и научно-экспозиционной деятельности, дополняет и обогащает их разнообразными методами вовлечения посетителей в активные формы социально-культурного творчества. Эксперимент убедительно показал, что магистральный путь развития музея, в единстве поисково-охранительной, научно-экспозиционной и социально-культурной деятельности, в превращении музея не только и не столько в сокровищницу ценностей истории и культуры, сколько в центр духовной жизни, опирающийся на эти ценности и использующий их как средство историко-патриотического и нравственно эстетического воспитания, как базу стимулирования культуротворческой активности разных групп населения.

Так как в деятельности музея за последние годы происходят серьезные изменения, связанные с осознанием его социальной роли. На сегодняшний день бесспорно в музее «Анна Ахматова. Серебряный век» стоит обратить внимание на – работу с детьми и подростками.

Знакомство с культовой литературой жизнью и творчеством писателей и поэтов – неотъемлемая часть культурологического образования подрастающего поколения. Актуальной проблемой взаимоотношений музея с посетителями в музее «Анна Ахматова. Серебряный век» является неподготовленность детей и подростков к восприятию музейного материала, незнание истории своей страны, отсутствие личного, субъективного интереса к познанию культурных ценностей, а порой и элементарной культуры посещения музея. Безусловно, одна из функций экскурсии в музее должна быть – пробуждающей интерес. Однако восприятие (и интеллектуальное и эмоциональное) становится успешнее в том случае, если полученная во время посещения музея информация дополняет уже имеющиеся знания. Отсюда необходимо подготовить учащихся к непосредственному знакомству с экспозициями музея. В этом заключается одна из проблем, и, в то же время, одно из условий дальнейшего плодотворного сотрудничества учебных заведений и музея.

Исследование механизмов восприятия экскурсии в массовой аудитории дает достаточные основания для того, чтобы констатировать наличие у посетителей потребности в обновлении или уточнении своих ценностных ориентации. При этом происходит некая мысленная консультация по разнообразному кругу проблем, возникающих в процессе ассоциативного восприятия историко-культурного материала. В этом случае необходимо обратить внимание на такие психологические характеристики экскурсии, как эмоциональное заражение, убеждение, доверительность, которые в итоге активизируют субъективное отношение слушателя к предмету рассказа и морально-нравственной проблематике.

Сегодня эффективность экскурсии определяется уровнем внимания слушателей, количеством и характером задаваемых вопросов или, другими словами, уровнем взаимодействия содержания информации («значений») с социально-психологическими потребностями («смыслом»). С другой стороны, общение в процессе экскурсии строится не только на ситуативных интересах посетителя, но и на сущностных, ценностно-ориентационных. Таким образом, особое значение приобретает стиль подачи информации, определяющий принципы отбора выразительных средств, с тем, чтобы вызвать интерес и дать повод для размышления посетителям всех уровней знакомства с музеем, учесть различные уровни восприятия музейной информации.

Таким образом, важнейшее методологическое положение, определяющее деятельность музея сегодня, состоит в том, что экспозиция музея – не самоцель, а средство познания отечественной истории и культуры, стимулирующее восприятие нравственно-этических ценностей.

Актуальность проблемы невостребованности очевидна у подрастающего поколения духовного богатства российских музеев, театров, картинных галерей.

В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, «обладающей устойчивой системой ценностных ориентацией, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным». Одним из наиболее значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей.

Музей как учреждение культуры, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции наряду с документированием и фиксацией объективных процессов в природе и общественной жизни включают в себя культурно- просветительную и образовательно-воспитательную функции. «В процессе исследования к традиционным… функциям были отнесены образовательно-развивающая, преобразовательно-созидающая и развлекательно-познавательная функции музейного учреждения, что позволяет рассматривать его не только как средоточие ценностей истории и культуры, но и как центр духовной жизни, позволяющий комплексно использовать свой культуросозидающий потенциал».

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Влияние религии на культуру людей
Религия «телесно» и духовно входит в мир культуры. Более того, она составляет один из ее конструктивных устоев, фиксируемых историками едва ли не с появления «человека разумного». На этом основании многие богословы вслед за выдающимся этн ...

Монументальный стиль
Фильмы монументального стиля - это ленты без сценария, смысл произведения доносился до зрителей не через разработку характеров или сюжет, а через новый вид монтажа - "монтаж аттракционов", важная роль в котором отводилась жестам ...

Виды и жанры художественной фотографии
Натюрморт в переводе с французского - изображение неживых предметов. Натюрморт, как жанр сформировался в живописи лишь в 17 веке, благодаря творчеству голландских и фламандских живописцев. Важно при работе с натюрмортом не только уметь р ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы