Начало ХХ века характеризуется бурным оживлением демократически настроенной интеллигенции: проводились съезды учителей, книгоиздателей, земских деятелей.
С первых лет Октября Коммунистическая партия, опиравшаяся на активную поддержку всего трудового народа, стала ведущей и направляющей силой развернувшегося по всей стране культурного библиотечного строительства. Библиотечное дело впервые в истории поднялось на высоту государственной важности. Значительно расширяется репертуар литературы, посвященной вопросам теории и практики библиотечного дела, появляются новые пособия и руководства по библиотечной технике, на страницах журналов обсуждаются проблемы организации деятельности публичных и научных библиотек. Наиболее интенсивно разрабатываются вопросы каталогизации и классификации книг, организации библиотечных фондов, больше внимания уделяется методике работы с читателями, изучение их интересов. Предметом исследования библиотековедов становятся такие вопросы, как культурная и общественная роль библиотек в жизни населения. В это время хорошо заметна была деятельность-библиотековеда, писателя Рубакина. Рубакин разработал принципы организации библиотечного дела. Он предложил в каждой библиотеке создавать “библиотечное ядро”. Рубакин- один из немногих деятелей России, который проделал колоссальную работу в области библиотечной науки.
В 20-е годы становится базовым, формирующим и одним из плодотворных периодов в развитии советского библиотековедения. Для руководства реорганизацией системы библиотечного обслуживания населения в создаются государственные органы управления библиотеками. 9 ноября 1917 г. в Наркомпросе был образован Внешкольный отдел, который стал выполнять функции основного государственного учреждения, руководившего строительством советской системы библиотечного обслуживания населения. Постановлением Совнаркома 30 декабря 1917 года правительственным комиссаром по внешкольному образованию назначается Н.К. Крупская, которая в эти годы (и в течение 20 лет) непосредственно руководила библиотечным строительством, развитием библиотечного дела в стране. Наряду с Внешкольным отделом в составе Наркомпроса был образован библиотечный отдел для государственного руководства деятельностью научных библиотек, впоследствии он стал центральным органом, руководившим деятельностью государственных, публичных и научных библиотек. Под руководством Н.К. Крупской Внешкольный отдел разрабатывал первые программные документы по строительству советской системы библиотечного обслуживания населения. В ноябре 1918 года состоялось Всероссийское совещание заведующих внешкольными и финансовыми подотделами губернских отделов народного образования, на котором был утверждён разработанный подотделом проект реорганизации библиотечной сети. В основу этого проекта были положены ленинские принципы. Это были принципы планомерной организации библиотечной сети, общедоступность и демократизация библиотек, полной отмены платы, залогов и др. формальностей, затрудняющих доступ народа к книге, следующее- это принцип активного участия в управлении библиотеками самого населения путём создания библиотечных советов, а так же государственной системы библиографии и централизации комплектования библиотечных фондов. Очень большое место в деятельности отдела занимали мероприятия по национализации библиотек и охране книжных богатств.
Советское правительство, в первые же годы советской власти, организовало национализацию книжных богатств и государственную охрану библиотек как общенародного достояния. Национализировались библиотеки бывших царских сановников, книжные коллекции дворян и помещиков, библиотеки упраздненных буржуазных, центральных и местных учреждений, обществ.
Историческая закономерность этих мероприятий советского государства была обоснована В.И. Лениным, призвавшим рабочих заботливо относиться к культурному наследию прошлого, широко использовать его демократические традиции для строительства социалистической культуры. Национализация книжных богатств имела положительное значение, т.к. ликвидировала монополию господствующих классов на знание и просвещение. В июле 1918 г. советское правительство утвердило и опубликовало декрет “Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР”. . Для установления строгого государственного порядка в национализации книжных богатств большое значение имел декрет Совнаркома от 26 ноября Те люди, которые проводили эти реквизиции, конфисковывали личные библиотеки, старались ради народного блага и народного просвещения, чтобы все книги стали общедоступны трудящимся. Однако они сталкивались с массой проблем. Книжные коллекторы, куда свозилась реквизированная литература, были не готовы принять их. Не было выделено специальных транспортных средств. Ценнейшие древние книги зачастую сваливались в кучу на телегах, в вагонах поездов. Они не только гнили и портились в таких условиях, но и расхищались во время перевозок бандитами, могли быть уничтожены при обстрелах дорог. Не было предусмотрено и специального штата работников, занимавшихся перевозкой книг. А в губернских и уездных коллекторах не было подготовлено ни помещений, ни библиотечного оборудования. Некому было разбирать привозимые издания, не было сторожей. У властей не оказалось людских и материальных ресурсов, чтобы организовать охрану книг. После октября 1917 года велась чистка библиотечных фондов. Изымалась религиозная, монархическая и антиреволюционная литература, художественные произведения, воспевающие буржуазную и мещанскую мораль, ”быт, нравы и идеологию старого мира…” Под эти статьи о чистке подходила практически вся литература, издававшаяся до революции и, следовательно, содержавшаяся в реквизированных библиотеках. Н.К. Крупская в статье “Распределение книжных богатств” пишет, что практически все существовавшие до Октября 1917 г. библиотеки “…пришлось пересмотреть и очистить их от массы вредных книг - религиозных, монархических”. Крупская отмечает также, что в начале и середине 1918 г. общее число томов сильно понижается и только в конце 1918 г. и начале 1919 г. повышается более, чем вдвое. “Это указывает на процесс очищения библиотек от негодного хлама и затем на пополнение их закупленными книгами”,- добавила она. Закупленными были, в основном, агитационно-пропагандистская и научно- популярная литература, книги и брошюры об Октябрьской революции, истории революционного движения, о социализме и коммунизме. Массовый этап чисток библиотечных фондов пришелся на начало 20-х годов. Главполитпросвет разослал по территориям Инструкцию о пересмотре библиотечных каталогов для изъятия устаревшей и контрреволюционной литературы. По отделу философии, психологии и этики должны были удаляться “книги в духе ментализма, оккультивизма, спиритизма, книги по хиромантии, магии, сонники”. Эта инструкция относилась к библиотекам, обслуживающим массового читателя, к библиотекам рабочих клубов, районным, городским, сельским. В крупных библиотеках чистка фондов носила иной характер. Здесь создавались так называемые спецхраны (специальные хранилища), где собиралась ”вредная, контрреволюционная и т.д.” литература. Пользоваться этими книгами могли те, кто имел специальное разрешение, а получить его было очень не просто. Т.е. они были недоступны для всех желающих. Первое госсовещание по библиотечному делу проведено в Москве в июле 1918 года. В программу были включены следующие вопросы: централизация библиотечного дела, организация обмена книгами между библиотеками, создание систематического каталога крупнейших библиотек России. В эти годы была начата разработка теории библиотечных каталогов. И на этом совещании в связи с подготовкой общероссийского сводного каталога, было решено создать детальную инструкцию по книгоописанию аи начать работу по изучению принципов его составителя. т.к. библиотечные фонды переводились на десятичную систему классификации, началась разработка варианта распределения книг “по десятичной классификации с терминологией, соответствующей новым условиям жизни в РСФСР”. Также совещание утвердило проект декрета о библиотечном справочном бюро, в котором предлагалось ввести обмен книгами между библиотеками Москвы и Петербурга. Еще совещание признало необходимым учреждение Центрального комитета государственных библиотек. В январе - феврале 1919 года была проведена Первая библиотечная сессия Наркомпросса, в которой участвовали сотрудники Наркомпроса, работники научных и массовых библиотек. В центре внимания на сессии стояли вопросы реорганизации сети массовых библиотек. Сессия утвердила проект “Общие положения о постановке библиотечного дела в РСФСР”, в котором все массовые библиотеки объявлялись общедоступными; все эти библиотеки связывались в единую для страны систему (обмен книгами, координация комплектования фондов и работы по обслуживанию читателей); основными ячейками библиотечной сети признавались центральные губернские, уездные и городские библиотеки, филиальные отделения, районные библиотеки, выдачные пункты, передвижки. С 1920 года Внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской подготавливал план централизации библиотечного дела в РСФСР, что явилось важным теоретическим положением. Основные черты этого плана были намечены в статье Крупской “Централизация БД”, опубликованной в ”Правде” 6 апреля 1920 года. Крупская предлагала связать “в одну общую сеть” и сделать общедоступными для всех читателей все библиотеки страны (включая научные и специальные), равномерно распределять библиотеки на территории города, в первую очередь по рабочим районам, и открывать их в удобное для читателей время. Разработка декрета проходила под непосредственным руководством В.И. Ленина, просматривающего проекты декрета, вносившего в него поправки и дополнения. Важным этапом для развития Советского библиотековедения являлись мероприятия по усилению методического руководства библиотечной науки. В 1921- 1927 годах было издано около 300 книг, брошюр, сборников по вопросам библиотечного дела, не считая многочисленных статей в журналах. В 20-е годы появляются первые научно-исследовательские учреждения в области библиотековедения, работа которых способствовала вовлечению в разработку проблем библиотековедения как представителей смежных наук (книговедения, педагогики, библиографии, психологии), так и библиотекарей-практиков. Уже в первые годы Советской власти при Главнауке Наркомпроса РСФСР был создан кабинет библиотековедения, которым заведовала Л.Б. Хавкина. В 1922 году кабинет был передан в ведение библиотеки Румянцевского музея, а в 1924 году преобразован в Институт Библиотековедения. При институте работала научно-исследовательская комиссия с секциями каталогизации, истории библиотек и методов преподавания библиотечных дисциплин. В 1920 году на базе Российской книжной палаты был организован Институт Книговедения, присоединенный в 1925 к государственной публичной библиотеке в Ленинграде, и получивший название научно-исследовательского института книговедения. В 1925 году при научно-политической секции ГУСа (государственного ученого совета) была организована библиотечная комиссия, в обязанности которой входило общее руководство и координация научно-исследовательской деятельности библиотек и библиотечных учреждений всех типов и видов в области библиотечного дела, библиографии и книговедения. Большое значение для развития советского библиотековедения имели проводившиеся в 20-е годы библиотечные съезды и конференции. На них были разрешены многие, хотя, разумеется, далеко не все спорные вопросы, обоснованы ведущие положения, намечены пути дальнейшей научно-исследовательской работы в этой среде. Особая роль в формировании библиотечной теории, в обобщении всех основных типов библиотек принадлежит Первому библиотечному съезду РСФСР. Съезд открылся 1 июля 1924 г. и работал до 7 июля. Рассматривая проблемы библиотечной науки, съезд опирался на фундаментальные принципы библиотечного строительства, сформулированные Лениным. Документы съезда содержат богатый материал для анализа развития теоретических основ руководства чтением, изучения читательских интересов, формирования библиотечных фондов, построения единой системы библиотечного обслуживания, научной организации труда в библиотечном деле, библиотечной статистики. Съезд признал настоятельную необходимость развития библиотековедения, расширения исследований по всем перечисленным направлениям. Важное значение для развития советского библиотековедения имело Первая Конференция научных библиотек РСФСР (7-12 декабря 1924 г.). На ней были заслушаны доклады Хавкиной Л. Б. “Научная разработка вопросов библиотековедения” и “Подготовка научных библиотекарей”. Конференция рассмотрела широкий круг вопросов: методы работы научной библиотеки, вопросы статистики, предметный и систематический каталоги, обязательный экземпляр произведений печатей, внутрисоюзной и международный книгообмен и др. Впервые была предпринята попытка определить библиотековедение как самостоятельную науку. В острой борьбе разных точек зрения отстаивался принцип партийности библиотечного дела, особенно в дискуссии о роли каталогов в работе с читателями. На конференции было отмечено, что сов. научная библиотека должна содействовать изучению и пропаганде марксизма- ленинизма. Так же она выдвинула такие принципиальные требования к организации научно- исследовательской работы в библиотековедении, как плановость, определение актуальности тем. 3-9 декабря 1926 г. прошла Вторая Всероссийская конференция научных библиотек, на которой библиотековедение было определено как научная теоретическая дисциплина. В целом в материалах библиотечных съездов и конференций предпринимались попытки научно осмыслить место библиотеки в жизни советского общества, раскрыть социальные функции библиотек, обосновать социальные принципы построения системы библиотечного обслуживания, наметить пути развития библиотековедения как науки. Но не смотря на все эти мероприятия в теоретической разработке библиотечных проблем ещё имелись серьёзные недостатки. Подавляющее большинство библиотечных работников не имело достаточной теоретической подготовки. Следовательно начиналась организация подготовки библиотечных кадров.
Другие публикации:
Постмодернизм в живописи
"Картина устарела,- провозглашают постмодернисты, - и на арену изобразительности выходит инсталляция – случайное соединение разных предметов, которому придают несвойственное, "сакральное" значение. Например, произведение од ...
Культура в средневековой Европе
Знание латыни было критерием образования. Народный язык развивался по другим законам, чем латинский. На нем передавались и закреплялись конкретные, наглядные образы. Латинский язык выражал абстрактные суждения, теологические и политически ...
«Золотой глобус»
Церемония вручения наград «Золотой Глобус» является своеобразной разминкой перед вручением «Оскара» - зачастую лауреаты этой премии становятся и обладателями золотых статуэток. Вторая по престижности награда в мире кино присуждается Ассоц ...