Библиотечная наука 20 века 1917-1945 гг

Материалы » История библиотечной науки » Библиотечная наука 20 века 1917-1945 гг

Страница 3

Проведённая по постановлению правительства Всесоюзная перепись библиотек отразила быстрый рост библиотечной сети в стране. К сожалению, в переписи не получили полного отражения данные о читателях библиотек, общее число которых в это время составляло 25-30 млн. человек. Ведущее место в системе библиотек страны занимали массовые библиотеки, составляющие 44% общего числа библиотек. По сравнению с дореволюционным временем их число увеличилось более чем в 3,5 раза, а книжных фонд- в 10 раз. Значительно выросла сеть сельских библиотек. Их число по сравнению с 1929 годом увеличилось почти в 2 раза и составило в 1934 году 36,3 библиотек, т.е. 72% всех массовых библиотек СССР. Кроме того, колхозное крестьянство обслуживали книгой несколько тысяч библиотек колхозов и совхозов, машинно- тракторных станций. Улучшилось библиотечное обслуживание населения союзных республик. Но перепись библиотек выявила и недостатки в развитии библиотечного дела - книжный фонд неравномерно распределялся между городскими и сельскими библиотеками; также книжный фонд массовых библиотек ещё недостаточно используется читателями, слабо развит межбиблиотечный абонемент. Крайне неудовлетворительно состояние квалификации работников. По материалам Всесоюзной переписи, в стране имелось свыше 16 тыс. научных и специальных библиотек. В их числе более 3,5 тыс. государственных публичных, вузовских и библиотек научно- исследовательских учреждений с книжным фондом около 112,5 млн. экз. Однако в целом данные переписи показали серьёзные достижения библиотечного дела за годы Советской власти. В 1936 г. библиотека Коммунистической академии передаётся в ведение АН СССР и преобразуется в Фундаментальную библиотеку общественных наук. В 1938 г. в Москве открывается Государственная публичная историческая библиотека, открывается и Государственно - политехническая библиотека (1940 г.) Больших успехов советское библиотековедение достигло и в разработке ряда основных теоретических проблем теории и практики библиотечной науки. Практическое значение имела деятельность А.М. Троповского в разработке таблиц десятичной классификации для массовых библиотек Важная научная работа развернулась в области разработки принципов описания произведений печати для каталогов различных типов библиотек. Был опубликован ряд научных работ по организации систематического и алфавитного каталогов. Проведена исследовательская работа в области централизации. Успешно развивалась научно- исследовательская работа по проблемам комплектования и организации библиотечных фондов. В июле 1930 г. по постановлению правительства был открыт Московский библиотечный институт (первый библиотечный ВУЗ в стране). Дальнейшее совершенствование и расширение библиотечного образования привело к преобразованию политико - просветительных вузов в библиотечные институты: в 1935 г.- открыт библиотечный ВУЗ в Харькове, в мае 1941- в Ленинграде. Таким образом, к 1930-м годам в СССР окончательно сложилась система подготовки библиотечных кадров в специальных библиотечных институтах и техникумах.

Огромные успехи библиотечного строительства в 30-х годах выдвинули серьёзные задачи в области развития теории библиотечной науки, изучения и обобщения передового опыта работы советских библиотек. Между тем теория отставала от богатой практики библиотечной работы. Недостаточно разрабатывались теоретические основы руководства чтением и изучения читателей, проблемы комплектования библиотечных фондов, организации библиотечной сети, методики массовой работы библиотек и другие важные вопросы. Большим недостатком являлось отсутствие тесной связи библиотековедения с педагогикой, психологией и другими смежными науками. Это во многом объяснялось тем, что разработкой теоретических проблем занимались главным образом старые специалисты – их было немного, и они были недостаточно вооружены теорией. Всё это способствовало проникновению в библиотековедение путаницы, механистических и объективистических ошибок, рецидивов буржуазных теорий в работе библиотек. Центральной задачей по-прежнему оставалась борьба за партийность библиотечной науки, против некритического заимствования и перенесения в практику советских библиотек отдельных форм и методов буржуазного библиотековедения. Важное значение в этом направлении имела проводившаяся в начале 30-х годов дискуссия по вопросам книговедения, библиотековедения и библиографии. Дискуссия помогла преодолеть объективистские и формалистические положения библиотековедения, способствовала отказу от перенесения в советскую библиотечную науку сомнительных «новшеств» современной буржуазной мысли; привлекла внимание широких кругов библиотечной общественности к коренным проблемам библиотечной теории и практики, к разработке несущих проблем советского библиотековедения. В целом дискуссия имела положительное значение и сыграла важную роль в развитии советской библиотечной науки. Ещё более быстрыми темпами должно было развиваться библиотековедение в СССР в 40-х годах.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие публикации:

Место и роль «Толкового словаря» В. И. Даля в истории русского языкознания
Современные русские словари русского языка обычно составляет большая группа специалистов-филологов. Самый известный словарь XIX в, который до сих пор пользуется большим авторитетом и часто цитируется, создал ─ в одиночку! ─ не ...

Философия хиппи и мечта хиппи
Мы звездная пыль, мы все сияем, и мы должны вернуться назад в сад (Джони Митчелл (Вудсток) Так чего же все-таки хотят хиппи? В чем заключается их утопическая фантазия? Критиковать существующую систему легко, но что могут хиппи предложить ...

Музыкальны инструменты
Музыкальные инструменты Ингушей ни чем не отличаются от Чеченских. Наиболее употребительней из них 1.«Pandar» -«пандар» -щипковый инструмент, ингушская балалайка. 2. «Chondarg» -«чондрк» - смычковый инструмент, ингушская скрипка. 3. Га ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы