Библиотечная наука 20 века 1917-1945 гг

Материалы » История библиотечной науки » Библиотечная наука 20 века 1917-1945 гг

Страница 2

Одной из основных трудностей библиотечного строительства в первые годы Советской власти был острый недостаток кадров, способных по - новому поставить работу библиотек, связать её с задачами построения социалистического общества, привлечь к участию в библиотечное дело массы трудящихся. Необходимо было так же провести работу по перевоспитанию и переподготовки старых специалистов. Задача подготовки библиотечных работников в 1918- 1920 годах решалась в основном путём организации краткосрочных внешкольных курсов, где проходили переподготовку и библиотекари, уже имеющие опыт. Организация этих курсов страдала существенными недостатками. На них изучались главным образом вопросы библиотечной техники и мало уделялось внимания организации обслуживания читателей и справочно-библиографической работе. Специальные дисциплины, которые читались на курсах, не были освобождены от груза схоластики, объективистских положений и идеалистических ошибок. Общественные и общеобразовательные науки на курсах не преподавались. В конце 1918 года основано первое советское библиотечное учреждение (учебное заведение) - библиотечная семинария. Организатором этой библиотечной семинарии, просуществовавшей до 1920 года, выступила Крупская. В декабре 1918 года в Петербурге было открыто первое в стране высшее учебное заведение для подготовки культурно- просветительных и библиотечных работников - Институт внешкольного образования (ныне Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской). В его составе имелась книжно-библиотечная группа (с 1919 г. - книжно-библиотечный факультет), которая готовила заведующих библиотеками, организаторов и инструкторов библиотечного дела. Но приём на библиотечные отделения был не велик, и острая потребность в квалифицированных библиотечных кадрах оставалась проблемой, которую предстало ещё решить.

Перелом в организации библиотечного дела в СССР начался после того, как было принято постановление ЦК ВКП (б) “Об улучшении библиотечной работы” (30 октября 1929 года). В этом постановлении партия, признав “состояние библиотечного дела неудовлетворительным”, наметила меры к тому, чтобы” решительно перестроить библиотечную работу в соответствии в возрастающим положительным значением” и “превратить библиотеки в культурные центры, активно содействующие мобилизации масс на выполнение 5-го плана социалистического строительства”. Партийным организациям, профсоюзам, наркомпросам союзных республик рекомендовалось расширять сеть библиотек и улучшать их материальное положение, привлекая к библиотечному строительству трудящихся. При перестройке сети главное внимание обращалось на открытие библиотек в рабочих центрах, на ударных новостройках. Признавалось необходимым в ближайшее время расширить сеть детских отделений при библиотеках.

Постановлением было положено начало ряду государственных мероприятий по подъёму библиотечного дела в стране. Одним из этих мероприятий по явилась организация по методу похода за культуру, за ликвидацию неграмотности и малограмотности, - библиотечного похода, похода за книгу, за библиотеку. Библиотечный поход рассматривался как важное государственное мероприятие. Он должен был способствовать привлечению в библиотеки новых читательских контингентов, организации самой широкой пропаганды литературы среди рабочих, крестьян, молодёжи, женщин. Библиотечный поход начал активно развёртываться в стране к 1929 г., достигнув наивысшего размаха к середине 1930 г. Во время похода улучшилась организация обслуживания читателей; большое применение получили такие формы, как передвижные библиотеки и книгошество, массовая пропаганда литературы, в том числе и различные виды наглядной пропаганды, использовались как действенное средство привлечения специалистов библиотечного актива. Однако уже к сер. 1930 г. стало ясно, что библиотечный поход развёртывается очень медленно, при недостаточной активности общественности и библиотечных работников и не приносит желаемых результатов. Основными причинами этого следует назвать следующее: малое участие в библиотечной работе профсоюзных, комсомольских и др. общественных организаций; крайне неудовлетворительная материальная база многих библиотек; плохая организация комплектования библиотечных фондов; обособленность и разобщённость библиотек. Основное внимание было уделено улучшению состава книжных фондов библиотек и организации пополнения их новейшей литературой: неоднократно проводились просмотры и чистки книжных фондов массовых библиотек от устаревшей, идеологически вредной литературы, налаживалось централизованное комплектование городских и сельских массовых библиотек. Так же были приняты меры к увеличению сети массовых библиотек на селе и улучшению их работы по пропаганде книги, увеличение профсоюзных библиотек.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие публикации:

Наука Древнего Египта
Математика. Могли выполнять четыре основных арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление и умели решать уравнения с одним неизвестным. Математические и геометрические сведения были нужны писцам в практической жизни для ...

Индивидуализированное обобщение
Художественный образ - обобщение, раскрывающее в конкретно-чувственной форме существенное для ряда явлений. Художник мыслит образами, природа которых конкретно-чувственна. Это роднит образы искусства с формами самой жизни, хотя нельзя по ...

Манера исполнения и перспектива
Рисунки и гравюры на стенах часто различаются по манере исполнения. Взаимные пропорции отдельных изображаемых животных обычно не соблюдаются (рис. 455). Среди таких зверей, как горный козел, лев и т.д., в такую же величину рисовались мамо ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы