Великая философия культуры великого века

Материалы » Великая философия культуры великого века

Страница 4

Романтизм вырос из реакции на идеи Просвещения, некоторые из них сохранили себя и раскрылись в романтизме гораздо полнее, например, идея “естественного человека” Руссо, культ природы, проникновение в психологию своих героев, интерес к народному искусству, пробудившийся под влиянием культурологических взглядов И. Гердера. Романтический герой как бы вырос, выпрямился и разорвал рамки чистого рационализма: это человек страстей, которому тесно в обыденном мире. Он свободен от всякого рода ограничений, ему свойственны творческий склад характера и масштабность во всех его проявлениях. «Мы живем во времена гигантских, преувеличенных масштабов», — писал Байрон Вальтеру Скотту (1771 — 1832). Гёте отмечал, что такому герою присуще волнение, превосходящее его силы, а Байрон говорил о ярости, которая охватывает героя при виде несоответствия своих возможностей и замыслов. Романтическому герою (и автору-романтику) часто казалось, что история творится величием человеческой личности, и возникает галерея героев-борцов, могучих, необыкновенных личностей, выступающих в одиночку против всего мира с его пошлостью повседневности, героев гонимых и оскорбленных, романтически бунтующих против несовершенства реального бытия.

И показалось мерзким все кругом;

Тюрьмою — родина, могилой — отчий дом,

Восклицает байроновский Чайльд-Гарольд. Романтические герои: Каин, Манфред и Корсар — Байрона, Моби Дик — Мелвилла (1819—1891), Квазимодо — Гюго — по своим подвигам и деяниям часто равны мифическим героям античности. На раннем этапе развития романтизма герой выступал как «личность, разбуженная историческим процессом, представившем ей неограниченное, как казалось вначале, поле деятельности».

Романтики пытались преодолеть конечное во имя бесконечного, с гордостью утверждая:

Лишь тот достоин счастья и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой.

[Гёте «Фауст»]

Могучее напряжение героической борьбы человека с роком, судьбой, которая “стучится в дверь”, со всем, что подавляет стремление человека к свободе, свету звучит в музыке Людвига ван Бетховена (1770—1827). Его, как и некоторых других романтиков, например, Петефи, Байрона, коснулось и личное несчастье — глухота, но, подобно романтическому герою-борцу, он преодолевает его, этот “несчастный бедняк, больной одинокий человек, воплощение горя в человеке, которому жизнь отказывает в какой-либо радости,— сам превращает горе в радость, чтобы нести ее миру! Он чеканит эту радость из своего несчастья, как он однажды сам сказал в том гордом слове, которое резюмирует его жизнь . через страдание — радость!” — писал Ромен Роллан.

Во второй половине века герой-энтузиаст, как бы устав от борьбы с несовершенным миром, уступает место одинокому мечтателю, разочарованному скитальцу, а иногда отчаявшемуся бунтарю или холодному нигилисту. Такой герой противопоставляет себя всему миру, его недовольство жизнью обретает характер “мировой скорби”, он остро ощущает несоответствие идеалов реальности. «Но как бы ни обособлялся романтический бунтарь, в его бунте . сохраняется жажда гармонии, воссоединения с миром, тоска по утраченной простоте и целостности». Эта жажда гармонии ведет писателей романтиков к поэтизации любви, к созерцательности и умиротворению (Гейне) или, наоборот, к ироническому взгляду на мир (Гофман), к сочувствию гонимым и страждущим (Жорж Санд) или к гордому одиночеству (Байрон). Огромен мир любви, в который ведут романтики. Именно здесь с особой силой проявляются все глубинные черты характера, эмоциональное богатство, которое тоже поднимает человека над эмпирическим царством пошлости, показывает огромную меру напряжения духовных сил лирического героя. Таким было творчество Г. Гейне (1797—1856), поэта, чей лирический герой то ироничен, то насмешлив, то восторжен, то патетичен. Его любовь безмерна и прекрасна:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие публикации:

Расцвет литературы
Новая художественная культура, ощущение мира мощнее всего выразились в поэзии, обогнав тем самы живопись и архитектуру. Литература, в первую очередь, тяготела к новому. Именно в литературе больше всего выразилось тяготение к новому, выраж ...

Аркадий Александрович Пластов "Купание коней"
Еще при жизни Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказ ...

История основания и характеристика деятельности музея «Анна Ахматова. Серебряный век»
Муниципальный музей "Анна Ахматова. Серебряный век" - первый в стране музей и долгое время единственный, посвященный великому русскому поэту Анне Андреевне Ахматовой и открытый задолго до отмены Постановления 1946 г. Музей был о ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы