Ван Гог

Материалы » Коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов в Эрмитаже » Ван Гог

Страница 6

В Сен-Реми у Винсента чередуются периоды бурной активности и длительные перерывы, вызванные глубокой депрессией. В конце 1889 года, в момент кризиса, он проглатывает краски. И все же при помощи брата, который в апреле женился на Иоганне Бонгep, он принимает участие в сентябрьском Салоне Независимых в Париже.

В январе 1890 года он выставляется на восьмой выставке Группы двадцати в Брюсселе, где продает за весьма лестную сумму в четыреста франков картину "Красные виноградники в Арле". А в марте он снова среди участников Салона Независимых в Париже, и там Моне хвалебно отзывается о его работах. В мае брат пишет Пейрону о возможном переезде Винсента в Овер-на-Уазе в окресностях Парижа, где его готов лечить доктор Гаше, с которым Тео недавно подружился. И 16 мая Винсент один отправляется в Париж. Здесь он проводит три дня у брата, знакомится с его женой и недавно родившимся ребенком - своим племянником. Затем он едет в Овер-на-Уазе и вначале останавливается в гостинице Сент-Обен, а после поселяется в кафе супругов Раву на площади, где расположен муниципалитет. В Овере он энергично принимается за работу. Доктор Гаше, который становится его другом и приглашает к себе домой каждое воскресенье, ценит живопись Винсента и, будучи художником-любителем, приобщает его к технике офорта.

В многочисленных картинах, написанных Ван Гогом в этот период, наблюдается невероятное усилие растерянного сознания, жаждущего каких-то правил после крайностей, заполнивших его полотна в тяжелый год, проведенный в Сен-Реми. Это желание вновь начать упорядоченно и спокойно контролировать свои эмоции и воспроизводить их на холсте четко и гармонично: в портретах (два варианта "Портрета доктора Гаше", "Портрет мадмуазель Гаше за пианино", "Двое детей"), в пейзажах ("Лестница в Овере") и в натюрмортах ("Букет роз"). Но в последние два месяца своей жизни художнику с трудом удается заглушать внутренний конфликт, который куда-то гонит и подавляет его. Отсюда такие формальные противоречия, как в "Церкви в Овере", где изящество композиции диссонирует с буйством красок, или же конвульсивные беспорядочные мазки, как в "Стае ворон над хлебным полем", где медленно парит мрачное предзнаменование неминуемой смерти.

В июле его сильно беспокоят семейные проблемы: у Тео финансовые трудности и плохо со здоровьем (он умрет через несколько месяцев после Винсента, 25 января 1891 года), да и племянник не совсем в порядке.

К этим волнениям добавляется разочарование, что брат не сможет провести летние каникулы в Овере, как обещал. И вот 27 июля Ван Гог выходит из дома и отправляется в поля, чтобы поработать на пленэре. По возвращении, после настойчивых расспросов четы Раву, обеспокоенных его подавленным видом, он признается, что стрелял в себя из пистолета (оружие так никогда и не будет найдено). Срочно прибывает доктор Гаше и сразу же сообщает Тео о случившемся. Брат устремляется к нему на помощь, но судьба Винсента уже предрешена: он умирает ночью 29 июля в возрасте тридцати семи лет.

Беспощадную честность Ван Гога передает его последний автопортрет, законченный за несколько месяцев до самоубийства. Измученный повторяющимися приступами безумия, художник безжалостно всматривается в себя и изображает истерзанную душу, отчаянно борющуюся с кошмарами, которые обступают его. Его лицо выражает стоицизм, губы крепко сжаты, глаза гипнотизируют своей решительностью.

Последствия шока, вызванного потерей Винсента, были катастрофическими: они разрушили здоровье его брата Тео, сломав и его психику. Через шесть месяцев он тоже умер. Степень его отчаяния становится понятной из письма, которое он написал своей матери вскоре после смерти Винсента: "Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился . Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты . О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом".

Импрессионизм - художественный стиль в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., оказавший огромное влияние на все последующее искусство. Представители этого направления стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивые состояния природы живописными средствами.

В Росси работы импрессионистов и постимпрессионистов представлены в Государственном музее Эрмитаже. Коллекция была собрана московскими меценатами С. И. Щукин и И. А. Морозов, еще во времена, когда творчество импрессионистов не было признано ни критикой, ни широкой публикой.

Одним из представителей постимпрессионизма является Поль Сезанн, чьи работы представлены в Эрмитаже. Его творчество отражает родство всех проявлений материального мира, в котором земля, человек, деревья, плоды, стулья, чашки равнозначны, он стремился отобразить не мгновения, а вечность, а также как можно больше разнообразить цветовую гамму.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации:

Изображения руки
Одним из важнейших мотивов доисторической наскальной живописи повсюду на земле были человеческие руки. Их изображения встречаются в большом числе в пещерах Гаргас и Кастильо, в несколько меньшем количестве в двадцати других пещерах франко ...

Понятие «смысла»
Смысл — это понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть, как можно извлечь из неё пользу. И, наоборот, по незнанию вещь мо ...

Образная интерпретация действительности
1. Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности. Художественный образ конкретен и обладает чертами представления, но особого рода: представления, обогащенного мыслительной деятельностью. Представления ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы