Двигаясь дальше от даты рождения Наполеона в хронологическом порядке, стоит рассказать о таком небезызвестном художнике Франции конца 18- начала 19 века, как Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). В тот период в художественном мире у начинающих живописцев кумиром был Жак Луи Давид. В последствие обстоятельства складываются так что, Энгр уезжает во Францию и поступает в мастерскую Давида, который позже отзывается о нём, как о лучшем своём ученике. Через небольшой промежуток времени мастерство Энгра достигает того уровня, что он уже способен зарабатывать на жизнь своими портретами. Среди работ того периода стоит отметить портреты Наполеона. На одном из них (1804) Наполеон - Первый консул. Молодой человек в красном бархатном мундире и при шпаге сурово смотрит вперед, как бы предвидя свою великую судьбу. Этот портрет в полный рост Энгр намеревался выставить в Салоне, но к этому времени Наполеон объявил себя императором, и портрет консула потерял актуальность.
Энгр явно не поспевал за стремительной карьерой своего героя. Два года спустя он оперативно увековечил Наполеона-императора, и снова неудачно. Бросается в глаза поразительное сходство между императором с этого портрета и богом-громовержцем с картины Энгра 1811 года «Юпитер и Фетида».
Молодой художник изобразил новоиспеченного императора в архаическом стиле. Осенью 1806 года Энгр, наконец, смог отправиться в Рим. В его отсутствие портрет Наполеона, показанный в Салоне, подвергся суровой критике за "готичность" и "варварство". Узнав об этом, Энгр сильно огорчился. Но это придало ему и хорошей художнической злости. До сих пор неизвестно, было ли заказано купленное Законодательным корпусом накануне Салона 1806 года полотно, или амбициозный молодой художник написал его по собственной инициативе. Император изображен анфас, сидящим на троне. Он одет в тунику и большую коронационную мантию. В руках у Наполеона регалии: скипетр Карла V, жезл правосудия, отреставрированный по случаю коронации ювелиром Бьенне, на голове лавровый венец из золотых листьев, на груди — Большая золотая цепь ордена Почетного легиона, украшенная бриллиантами.
На драпировке, которая служит фоном композиции, можно различить, по обе стороны от трона, большие гербы Империи (слева) и королевства Италии (справа). Оригинальность портрета, написанного Энгром, заключается, прежде всего, в композиции, которая идет вразрез с другими официальными портретами монархов.
К каким бы источникам вдохновения художник ни обращался, в его пристрастии к архаизмам просматривается сильное стремление отойти от современной ему традиции официального портрета и найти новый образ имперской власти.
Выставленная в Салоне картина не принесла того успеха, на который рассчитывал автор. Неизвестна реакция Наполеона, увидевшего себя в таком облике.
С картины не делали копий или гравюр. После закрытия Салона картину перевезли в Законодательный корпус, где поместили недалеко от портрета императрицы, заказанного художнику Летьеру. В 1832 году картину тайно передали в хранилище Дома Инвалидов, созданное по ходатайству постояльцев этого учреждения. Сегодня картина «Портрет Наполеона на императорском троне» считается одним из шедевров портретного искусства XIX века. [8]
Рассмотрев такие выдающиеся портреты Бонапарта, как Наполеон-имрератор и Наполеон-консул, можно сделать вывод, что Энгра интерисовал Наполеон скорее как историческая личность, а точнее как человек, который достигал поставленных перед собой елей. Живописец рскрывал в своих картинах не Бонапарта - хладнокровного завоевателя, или Бонапарта-деспота, это был Бонапарт-герой Франции. Но опять же не со стороны его военной карьеры, а со стороны политической карьеры. Энгр не был баталистом, он писал перадные портреты, поэтому в его работах мы можем узнать Бонапарта как человека, изменившего Франию в политической сфере. Это можно увидеть и в одежде,в которой он предстаёт перед нами на полотнах, и в мимики, которую передаёт Энгр. Нельзя назвать работы Энгра беспрестрастными, так же как и нельзя сказать, что он изображал сугубо личное отношение к Бонапарту. Именно тондем правдивости, сдержаной эмоциональности и парадности, сделали картины Энгра столь великими.
Другие публикации:
Понятие технологии в постановке концертно-зрелищных программ
Ведущие философы нового времени понимали под технологией производственную базу общества в ее непосредственной связи с духовными представлениями и условиями жизни людей: "Технология вскрывает активное отношение человека к природе, неп ...
Культ умерших
Культ мертвых появился в Древнем Египте ещё в доисторический период, до объединения Верхнего Египта с Нижним. На протяжении существования древнеегипетской цивилизации культ мертвих переживал множество изменений, но сущность его оставалась ...
Арабо-исламская культура
Огромное влияние на к-ру ар. Востока оказало появление в этом районе появление ислама в7в. Вместе с исламом здесь распространился арабский язык, ставший языком науки и лит-ры.Было развито образование. Существовали начальные, средние ...