Стремление теоретически разрешить противоречие между традиционной культурой и техническим измерением современной цивилизации лежит в основе множества философских и социологических интерпретаций научно-технического прогресса, затрагивающего основные сферы человеческого бытия: отношение человека к природе; отношение человека к другому человеку, обществу в целом; отношение Человека к самому себе. Принято выделять концепции технологического оптимизма и технологического пессимизма, оценивающие воздействие НТР на культуру с прямо противоположных позиций.
Поскольку культура – это «переплавленная» трудом натура, и мир культуры немыслим вне природы, первое направление влияния НТР касается отношения «человек – природа». При рассмотрении этого отношения НТP изображается либо как единственная спасительница oт всевозможных экологических конфликтов, либо как главная разрушительная сила экологической среды, а с нею – всего мира культуры.
С позиций техницизма и сциентиама (Д. Бэлл, Т. Кун и др.) экологические дисгармонии – суть издержки и болезни роста. Главное условие их устранения – рост промышленной культуры, преодоление техники управлением. С позиций экологического пессимизма (Тоффлер и др.) установление глобального равновесия в системе «общество – наука – техника-природа» связано с консервацией материального производства, уменьшением народонаселения, самоограничением общества в пользовании достижениями цивилизации и культуры.
Общепризнанно, что главный результат наступления техники – появление «массового общества», массовой культуры. Это связано с изменением места человека как в системе производства, так и во всех других областях жизнедеятельности. НТР в результате автоматизации и компьютеризации лишает человека чувства сопричастности трудовому коллективу, хотя с другой стороны, всемерно интеллектуализирует и эстетизирует трудовой процесс. Появляется дизайн – вид технической эстетики. Будучи широко растиражированной на массового, среднего потребителя, культура приводит, в конечном счете, к утрате духовности, гибели «высокой» культуры и искусства. Массовое же искусство, романтизирующее технику, воспевающее наслаждения, веселую чепуху жизни, преклоняющееся перед насилием, утрачивает свое сущностное содержание и в качестве предмета развлечения приближается к спорту (К. Ясперс, Х. Ортега и др.). Что же касается технократов, то они положительно оценивают факт утверждения в массовой культуре «единой системы идей, образов, и развлечений, представляемых вниманию народной аудиторий» (Д. Бэлл).
Наконец, в сферу отношения человека к самому себе, развития самосознания, возможностей самореализации НТР также вносит существенные изменения. Усугубляемое НТР противоречие между творческим началом в человеке и универсальной технической заданностью приводит к кризису культуры, ориентировавшей человека на индивидуальное выполнение своей социальной роли, к утрате ощущения ценности своей личности, самого человеческого существования. Так считают техно-«пессимисты». А с точки зрения представителей технологического оптимизма, именно НТР создает наилучшие условия для самореализации человеческой личности, преодоления противоречия цивилизации и культуры, поскольку современные наука и техника – продукт мысли и труда самого человека – субъекта и объекта всего технического развития.
Таким образом, теоретические интерпретации проблемы «техника-культура» весьма существенно отличаются друг от друга, и это является лишь отражением факта крайне противоречивого, многогранного воздействия НТР на современный мир культуры и цивилизации.
Приступая к рассмотрению последнего вопроса данной темы, необходимо отметить, что возникновение в истории культуры и, в частности, художественной культуры, школ, стилей, направлений совпадало с разными периодами утверждения человеческой индивидуальности (будь то Возрождение, где процессы, влиявшие на формирование нового человека, носили один характер, или романтизм, где особенности человеческой личности обусловлены иными процессами).
Словом «модернизм» принято называть совокупность направлений (течений) в литературе и искусстве конца XIX – начала XX вв., выражающих идеологию кризиса традиционной буржуазной культуры, «потерянности» человека в мире, отказа от реализма.
Кубизм (родина Франция, теоретики – поэт Г. Аполлинер, живописцы Ж. Меиценже, А. Глез). В этом направлении на первый план выдвигаются эксперименты с формой, ее объемное конструирование на плоскости, выделение простых устойчивых геометрических фигур (куб, конус, цилиндр). Такой подход разрушает образы реального мира, сводит к минимуму познавательные возможности изобразительного искусства.
Другие публикации:
Жак Огюст Доминик Энгр
Двигаясь дальше от даты рождения Наполеона в хронологическом порядке, стоит рассказать о таком небезызвестном художнике Франции конца 18- начала 19 века, как Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). В тот период в художественном мире у начинаю ...
В.Э. Мейерхольд – традиции - авангард
В мощном потоке театральных исканий 20-го столетия видную роль играл российский сценический авангардизм. Авангардизм в данном случае рассматривается как одна из составляющих модернизма, увлекшего значительные круги художественной интеллиг ...
Художественная
культура XVIII века
Семь столетий длилась эпоха древнерусского искусства. Некоторые элементы художественной культуры нового времени проявляются уже в XVII веке / 13/, но только начало восемнадцатого столетия знаменует собой переход к принципиально иному иску ...