Рост промышленности и экономики в XVIII веке обусловил значительные сдвиги в развитии науки и техники в России. Образование новых научных обществ и учреждений, заводов и горных рудников способствовало расширению числа научных и специальных библиотек.
В 1724 году при Академии наук открывается научная библиотека, отвечавшая назревшим потребностям российской культурной и общественной жизни, которая оказала большое влияние на последующее развитие библиотечного дела в России. В конце первой половины XVIII века в фонды библиотеки насчитывали более 22 тысяч экземпляров, преимущественно на иностранном языке, к концу века эта цифра возросла до 52 тысяч, 4,6 из них на русском языке. Библиотека работала ежедневно и обслуживала не только академиков и ученых, но и государственных деятелей и представителей знати.
С февраля 1557 года М.В. Ломоносов в качестве советника академической канцелярии привлекается к управлению Академии наук и становиться фактическим руководителем научной и учебной деятельности Академии. Одним из важнейших научных центров России в XVIII веке стал открытый в 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова Московский университет, открытие научной библиотеке при нем состоялось в 1756 году. Так же как и академическая, университетская библиотека пополнялась за счет добровольных пожертвований и литературы, печатавшейся в университетской типографии. Многие ученые завещали ей свои личный коллекции, к концу века фонд библиотеки насчитывал до 10 тысяч экземпляров.
Во второй половине XVIII века в стране растет число специализированных научных библиотек, видное место среди которых занимает библиотека Вольного экономического общества, созданная для распространения «полезных для земледелия и промышленности сведений» по различным отраслям народного хозяйства
В 1764 году в Петербурге открылась библиотека Академии художеств, рассчитанная на читателей, интересующихся различными видами искусства.
В связи с расширением сети горных училищ, на Урале и Алтае открываются новые технические библиотеки. В 1753 году открываются горные училища в Барнауле, позднее в Змеиногорском руднике, Павловском, Сузанском и Томском заводах. В 1773 году основывается горное училище в Петербурге, преобразованное в Институт горных инженеров. При каждом из них открываются библиотеки.
В последней четверти XVIII века сглаживая остроту социальных противоречий, царизм проводит политику лавирования и маневрировании, создавая видимость прогресса в области социальных отношений, культуры и просвещения. Этот курс, получивший название «эпохи просвещенного абсолютизма», характерный для начального периода царствования Екатерины II, носит сословно-крепостнический характер, не смотря на прогрессивное, на первый взгляд, содержания реформ.
К началу XIX века в России было всего 290 главных и малых народных училищ с числом учащихся около 22 тысяч, медленно росла сеть специальных учебных заведений, число которых не удовлетворяло растущим потребностям народного хозяйства.
Особенно большое значение в этот период имела издательская деятельность Н.И. Новикова. Организованная им в 1784 году «Типографическая компания» значительно расширила тематику изданий, удешевила их, чем обеспечила распространение книг и периодических изданий по территории России.
Во второй половине века возникает ряд проектов по открытию публичных библиотек. Так в 1776 году Екатерина II представила «План устройства Публичной Российской библиотеки» в Петербурге, эта библиотека должна была состоять исключительно из российских духовных и светских книг и раз в неделю открывать для всех, желавших посетить её.
Другие публикации:
Функции культуры
1) Культура направлена на удовлетворение физиологических потребностей человека (это касается и еды, сна, укрепления здоровья, продолжения рода).
2) Преобразование окружающего света, приспособление его для человеческого существования. Пре ...
Истоки бродвейских театров
Профессиональный американский театр родился одновременно с возникновением на карте мира новой страны - Соединённых Штатов Америки (1776 г.). Правда, и раньше переселенцев развлекали разного рода зрелищами, гастролировали английские труппы ...
Психологические
исследования в дизайне
Психологический дизайн исследует комплекс взаимодействий в системе «человек-среда». Это психологическое обоснование дизайна. Обоснование его причинности, его существования вообще, его составляющих в широком смысле и в каждом конкретном сл ...