Две столицы: таланты и поклонники

Материалы » Две столицы: таланты и поклонники

Страница 4

Но главное, чего добились в МХТ — изображение человека во всей сложности его душевной жизни. Именно к этому направляла актеров разработанная К.С. Станиславским знаменитая «школа переживания», ставшая с тех пор одной из основ отечественного и мирового театрального искусства.

Московский Художественный театр в Москве полюбили сразу, как любят свое, кровное, ибо театр каждому словно бы давал возможность лучше понимать себя.

В первые сезоны каждый спектакль МХТ был открытием, блистал яркими актерскими работами и глубокой режиссерской концепцией. Особенно прославился театр своими спектаклями по пьесам А.П. Чехова — «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», а также по пьесам М. Горького — «На дне», «Мещане», «Дети солнца». Ставились также пьесы Гауптмана и Ибсена.

Чуть позже театр пытался обратиться к модной в начале XX в. символистской драматургии — в репертуаре появились пьесы Метерлинка, Гамсуна, Л. Андреева. Наиболее удачной в этом отношении была постановка «Синей птицы» Метерлинка. Но все же Станиславский и Немирович-Данченко продолжали искать истину на путях реализма. На сцене МХТ ставятся «Борис Годунов», «Горе от ума», инсценированы романы Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» и «Бесы» (спектакль «Николай Ставрогин»). Выдающимся событием стала постановка «Живого трупа» Л. Толстого.

При театре открываются студии, которые превратились в своеобразные творческие лаборатории, где К. Станиславский оттачивал свою теорию актерского мастерства.

После 1917 г., несмотря на бурный натиск Пролеткульта, МХТ сохранил свою эстетику реализма. В репертуаре, наряду с классикой, появляются пьесы молодых драматургов К. Тренева, Вс. Иванова, В. Катаева. Огромный резонанс вызвал спектакль по пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных».

В 1932 г. Московский Художественный театр получил статус Академического, и ему было присвоено имя М. Горького. С середины XX в. на сцене МХАТ прославились многие талантливые актеры — Н.П. Баталов, М.И. Прудкин, Н.П. Хмелев, Б.Н. Ливанов, А.П. Зуева, А.Н. Грибов, К.Н. Еланская, О.Н. Андровская, А.П. Кторов, П.В. Массальский, А.К. Тарасова, М.М. Яншин, А.П. Георгиевская и многие другие. Актерская психологическая и реалистическая школа Художественного театра всегда представляла собой отечественной национальное достояние.

В 1987 г. МХАТ был разделен на два коллектива. Один, МХАТ им. М. Горького под руководством Т.В. Дорониной, работает в здании на Тверском бульваре. Другой, МХАТ им. А.П. Чехова (сначала под руководством О.Н. Ефремова, теперь — под руководством О.П. Табакова), вернулся в реконструированное здание в Камергерском переулке.

Сегодня в Москве существует большое число репертуарных театров — театр им. Е. Вахтангова, театр им. В. Маяковского, театр им. Моссовета, Театр юного зрителя, Театр сатиры, Театр «Ленком», Центральный театр Российской армии, Центральный театр кукол им. С. Образцова, Драматический театр им. К.С. Станиславского, Драматический театр на Малой Бронной, Московский театр на Таганке, «Содружество актеров Таганки» и др. В московских театрах работают выдающиеся режиссеры и актеры, ставятся пьесы отечественных и зарубежных авторов. С 1937 года в Москве работает Дом актера, являющийся своеобразным актерским клубом.

Значительную роль в развитие современного театрального искусства сыграл театр «Современник», возникший в 1956 г. из Школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко. Основателем и главным режиссером стал О.Н. Ефремов. В первые годы существования, театр сменил много адресов, но в последние три десятилетия он обосновался на Чистых прудах, в здании бывшего кинотеатра «Колизей».

Театр «Современник» всегда был чуток к современной драматургии, а среди имен драматургов 50–60-х гг. XX вв. для театра особенно значимым стало имя В. Розова, пьеса которого «Вечно живые» и стала первым спектаклем «Современника». В дальнейшем на сцене театра ставились пьесы А. Володина, К. Симонова, А. Зорина, Е. Шварца, А. Солженицына, А. Вампилова, а также пьесы по произведениям современных зарубежных авторов — Э. де Филиппо, Гибсона, Осборна, Хемингуэя. Общенародную известность получили актеры театра О. Табаков, Е. Евстигнеев, Н. Дорошина, Т. Лаврова, М. Козаков, В. Сергачев, Т. Лаврова, И. Кваша, О. Даль, А. Вертинская, А. Мягков, М. Неёлова, Е. Яковлева, С. Гармаш, М. Жигалов, А Леонтьев и другие. Ныне «Современник» возглавляет главный режиссер Г.Б. Волчек

Новые веяния в театральную жизнь столицы привнесли театральные коллективы созданные в 1980–1990-е гг.: Театр-студия под рук. О. Табакова, театр на Красной Пресне, Театр на Юго-Западе, Театр на Покровке, театры «У Никитских ворот», «Сатирикон», «Школа драматического искусства», «Мастерская Петра Фоменко», «Школа современной пьесы», «Сфера», «Эрмитаж», «Театр Луны». В последние годы в Москве широкое распространение получила частная антреприза.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие публикации:

Виды и жанры художественной фотографии
Натюрморт в переводе с французского - изображение неживых предметов. Натюрморт, как жанр сформировался в живописи лишь в 17 веке, благодаря творчеству голландских и фламандских живописцев. Важно при работе с натюрмортом не только уметь р ...

Сюжет и тематика тувинского камнерезного дела
Овладеть искусством резьбы по камню не так легко, как кажется на первый взгляд: многие изображения животных связаны с народным эпосом, с его поэтической символикой, имеют глубокие корни в древней восточной мифологии. Сюжет и тематика тув ...

Отечественная культурологическая мысль ХIХ-ХХ вв
Развитие культурологической мысли в России имеет ряд особенностей, обусловленных пограничным положением, которое занимала русская культура и история между Европой и Азией. Отсюда и «противоречивость русской души», которая по мнению Н. А. ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы