Классическая симфоническая музыка всегда присутствовала на ведущих концертных площадках Москвы. К одним лучших в архитектурном и акустическом отношении филармонических залов относятся три зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского — Большой, Малый и Рахманиновский. Так, на эстраде Большого зала установлен один из крупнейших в мире органов, а на сцене одновременно могут разместиться оркестр в 130 человек и хор в 200–250 человек.
Концертный зал им. П.И. Чайковского является главной концертной площадкой Московской филармонии. В нем проводятся симфонические, органные и хоровые концерты, выступают народные и танцевальные коллективы. Выступления коллективов симфонической музыки и солистов проводятся в Колонном зале Дома Союзов, Концертном зале Российской академии им. Гнесиных. В 1990-е годы открыты новые концертные площадки для камерных вечеров — Большой зал Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Концертный зал на Пречистенке, «Красные палаты на Остожье», залы Домов-музеев Ф.И. Шаляпина и А.Н. Скрябина, камерный зал в Олимпийской деревне. С 2002 г. стал действовать Оперный центр Галины Вишневской на Остоженке.
В канун 2003 г. свои двери распахнул Московский международный Дом музыки на Космодамианской набережной. С набережной стеклянный и потому прозрачный Дом похож на хрустальный кубок. Внутри Дом музыки радует красотой отделки и потрясающей акустикой.
Дом музыки — это десятиэтажное здание, с пандусами для инвалидов, подземной парковкой и кондиционерами в залах. В Доме музыки — три зала. Большой симфонический на 1800 мест отделан специально подобранной лиственницей с берегов Ангары, ибо для хорошего звука нужны не просто деревья одной породы, а еще и выдержанные при определенной влажности — 8%. За основу цветовой гаммы Большого зала Дома музыки принята гамма Большого зала Консерватории — золотисто-желтые тона в сочетании с белым. Это единственный зал в России (да и в мире таких немного) музыкальный зал, в котором с балконов можно видеть лицо дирижера. В Большом зале установлен духовой орган, а в Камерном на 600 мест — электронный. Кроме того, в Доме музыки действует многофункциональный зал для театральных постановок и концертов на 550 мест.
Санкт-Петербург
В Санкт-Петербурге первые театры появились в первые годы существования города. В 1711 г. царевна Наталья Алексеевна, родная сестра государя Петра I, организовала театр, который распался после ее смерти в 1716 г. В дальнейшем на протяжении нескольких десятилетий в столице театральные постановки осуществлялись только силами иностранных гастролирующих трупп.
В 1749 г. ученики Сухопутного шляхетского кадетского корпуса под руководством А.П. Сумарокова поставили пьесу своего учителя «Хорев». С 1750 г. по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны театр в кадетском корпусе начинает постоянную деятельность, а его репертуар постоянно расширялся — кроме трагедий и комедий Сумарокова, здесь ставились и спектакли по пьесам М.В. Ломоносова. В 1752 г. для подготовки к профессиональной актерской деятельности в корпус были отданы приехавшие из Ярославля актеры-любители: И.А. Дмитриевский, А.Ф. Попов, Ф.Г. и Г.Г. Волковы. Императрица Елизавета Петровна была чрезвычайно увлечена представлениями кадетского театра, был даже введен придворный обычай — обязательное посещение театра в кадетском корпусе. К примеру, однажды во время масленицы было представлено девять трагедий.
В 1756 г. на основе подготовленной в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе актерской труппы был основан первый в России профессиональный публичный императорский театр, имевший название «Русский для представления трагедий и комедий театр» и ставший, в свою очередь, основой будущего Александринского Императорского театра.
В 1779 г. в Петербурге возник первый частный театр — немец К. Книппер основал Вольный российский театр, где ставились пьесы Д.И. Фонвизина. Впрочем, вскоре театр Книппера разорился и перешел в собственность государства, после чего стал называться Малым. На рубеже XVIII–XIX вв. на петербургской сцене властвовал классицизм, но некоторые актеры стремились воплотить в спектаклях модные в то время романтические веяния. И уже в 1830-х гг. пышные трагедии и нравоучительные комедии ушли в прошлое, а на сцене стали царить романтическая драма, мелодрама и водевиль.
В 1783 г. открылся Большой Каменный театр, со временем ставший известным под названием Мариинского театра. Мариинский театр — один из старейших и крупнейших музыкальных театров России. Его называли первоначально Петербургским Большим, или Каменным, театром — именно здесь давались с 1783 г. первые оперные и балетные спектакли петербургской труппы. До этого времени на месте театра находилась коломенская карусель. Здание Каменного театра (архитекторы Тишбейн, Деденев) вмещало около 2000 зрителей, театральный зал имел три яруса. Это грандиозное, монументальное здание в стиле ампир простояло на своем месте более ста лет, хотя неоднократно перестраивалось: в 1802–1804 гг. — под руководством архитектора Т. де Томона, а в 1836 г. — под руководством архитектора А. Кавоса, который добавил еще два яруса. В 1811 г. театр сильно пострадал при пожаре, но вскоре был восстановлен.
Другие публикации:
Панки
Панк, па́нки (англ. punk - перен. разг. плохой, дрянной) - молодёжная субкультура, возникшая в середине 60-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществ ...
Основные черты
Искусство поп-арта тесно переплеталось с искусством торговой рекламы, ставшей неотъемлемой частью американского образа жизни. Реклама броско и навязчиво пропагандирует товарный стандарт. Как и в рекламе, главными сюжетами поп-арта стали а ...
Право в Древнем Риме
Правовое положение личности характеризуется тремя статусами (состояниями): состоянием свободы, состоянием гражданства и семейным состоянием. С точки зрения состояния свободы различались рабы и свободные, сточки зрения состояния гражданств ...