Две столицы: таланты и поклонники

Материалы » Две столицы: таланты и поклонники

Страница 6

Отлично спроектированный, Большой Каменный театр имел отличную акустику и необычайно глубокую сцену. Именно на такой сцене стали возможны фантастические полеты, которые демонстрировал в своих спектаклях Ш. Дидло — балетмейстер, прибывший в Россию и обретший здесь свою вторую родину. В дальнейшем прославленный и тоже ставший русским француз М. Петипа использовал глубину сцены для хореографических эффектов и потрясающих зрителей движений кордебалета. В балетах «Баядерка» (1877 г.), «Пахита» (1881 г.) Петипа представлял великолепное, роскошное праздничное зрелище с участием множества актеров.

Но время разрушало здание и в 1885/1886 гг. здание театра закрыли (позднее здание Большого Каменного театра перестроили под нужды Петербургской консерватории). Спектакли были перенесены в Мариинский театр. Здание этого театра было перестроено из бывшего конного цирка в 1860 г. все тем же А. Кавосом. В 1885 г. театр перестраивал архитектор В. Шретер, который, к тому же, добавил пристройки к основному корпусу. В 1894 г. к лицевому фасаду пристроили еще один новый корпус. В результате Мариинский театр стал обладать многофигурным силуэтом, сохраняя некоторую архитектурную таинственность. Театр не имел роскошного фронтона и привычной, казалось бы, колоннады. Зато многоярусный зал поражал великолепием. Особенностью его была необычная окраска — он был голубым.

С тех пор сцена Мариинского театра видела немало театральных побед.

В XIX — начале XX вв. Мариинский театр был императорским, а значит — чудесным храмом искусства, куда еще с пушкинских времен тянулись лучшие художники танца и лучшие оперные певцы.

Поначалу на сцене театра попеременно давались и драматические, и оперные, и балетные спектакли. Здесь выступали талантливые русские артисты — Е. Сандунова, А. Крутицкий, П. Булахов, а также артисты балета — А. Истомина, Е. Колосова, А. Глушковский. В 1803 г. драматическая труппа отделилась, а в 1832 г. перешла в Александринский театр. Оперный и балетный репертуар пополнялся в основном европейскими постановками.

Новый период деятельности театра связан с постановкой оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» в 1836 г. — в театр на смену итальянской оперы пришла новая русская музыка, опиравшаяся на национальные традиции. И в дальнейшем оперы Глинки, Бородина, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского серьезно изменили репертуар отечественной сцены. А в Мариинском театре заблистали дирижеры К. Лядов, Э. Направник, оперные певцы О. Петров, А. Петрова-Воробьева, И. Мельников, Ф. Стравинский, М. Долина. В начале XX в. ведущее место в оперной труппе заняли Ф. Шаляпин и И. Ершов, в творчестве которых техническое совершенство владения голосом соединялось с искусством драматическим. Именно здесь Ф. Шаляпин создал эпический образ Бориса Годунова в одноименной опере М.П. Мусоргского. А на И. Ершове, которого называли великим интерпретатором Вагнера, держался весь вагнеровский репертуар Мариинского театра.

Со второй половины XIX в. русский репертуар занимал ведущее место и в балетных постановках. Блистательные достижения Мариинского театра связаны с балетами П.И. Чайковского «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и А. Глазунова «Раймонда». Балетмейстеры М. Петипа и Л. Иванов позволили раскрыть свои незаурядные таланты легендарным балеринам А. Павловой, М. Кшесинской, О Спесивцевой, танцовщику В. Нижинскому. В начале XX в. новаторские принципы в балете связаны с именем балетмейстера М. Фокина.

В начале XX в. Мариинский Императорский театр одну из ведущих в мире оперных и лучшую в мире балетную труппы, а также превосходный оркестровый коллектив.

После революции 1917 г. Мариинский театр был национализирован и с 1920 г. стал называться Государственным Академическим театром оперы и балета. В 1934 г. театру было присвоено имя С.М. Кирова.

В 1920-е гг. театр переживал не лучшие времена — он подвергся революционному натиску со стороны «нового искусства». На сцене было много экспериментаторства, когда «старый» репертуар отвергался в угоду постановкам «на революционную тему». Впрочем, в 1930-х гг., в связи с развернувшейся борьбой с «буржуазностью» и «декаденством» на сцене театра ставятся «героические балеты» «Пламя Парижа», «Партизанские дни», «Утраченные иллюзии». Становится идейно-монументальной опера — идут «Броненосец Потемкин», «Щорс», «В бурю». Но возобновляется и классический репертуар — «Борис Годунов», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

В начале Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где подготовил новые спектакли: «Емельян Пугачев», «Ночь перед Рождеством» и др. Артисты театра выступали в госпиталях, выезжали в составе бригад на фронт. Только в 1944 г. театр возвратился в родной город. Здание театра значительно пострадало от обстрелов, но в 1944 г. было полностью восстановлено.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие публикации:

Оригинальность
Образ неповторим, принципиально оригинален. Даже осваивая один и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему на основе общих идей, разные творцы создают разные произведения. На них накладывает свой отпечаток творческая индивиду ...

Знаменитые работы
Одной из самых известнейших картин потрясающих воображение является "Масленица" (1916). Эту знаменитую картину Кустодиев задумал, лежа в больнице после второй операции. Он добился разрешения писать у оперировавшего его профессор ...

Романтизм в живописи
Романтическая школа во Франции возникла как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству в целом. Полотна романтических художников отличались экспрессивностью, эмоциональной возбужденностью, тяготением к экзотическим ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы