Сеть учреждений для детей и подростков в "досоветской" России

Материалы » Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России » Сеть учреждений для детей и подростков в "досоветской" России

Страница 2

Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской среде. Наиболее разнообразными были формы проведения досуга у мещанской молодежи. Знакомство между парнями и девушками завязывалось на вечеринках - своеобразных сборищах, близких по смыслу способам проведения к традиционным "вечеркам", или "беседам", которые бытовали в осенне-зимний период среди крестьянской молодежи. В отличие от крестьянских мещанские вечеринки были менее многолюдны, собирали, как правило, не более 6-7 пар, причем без предварительной договоренности, и без приглашения на такие вечера обычно никто не являлся. Мещанские молодежные вечеринки устраивались чаще всего в субботние, воскресные или праздничные дни. Если на селе обычном местом сбора молодежи было специально снятое помещение, то молодые люди из мещан собирались на квартире у кого-нибудь из участников вечера, правда, иногда, особенно для праздничных вечеринок "откупала" избу.

Наиболее распространенными играми на вечеринках ремесленно-слободских мещанских подростков были "краски", "колечко", флирт цветов", "телефон" и тому подобные игры. [3, С.33 - 35]

В зажиточных и более культурных слоях мещанства, ориентированных на проведение досуга в формах, близких купеческим, дворянским, для подростков и молодежи утраивали домашние вечера. Дети из зажиточных семей нередко проводили время на танцах под духовой оркестр в клубах. Большим успехом среди молодежи пользовались открытые балы и вечера в Купеческом собрании, билеты на которые раскупались задолго до объявленной даты.

На рубеже XIX-XX веков было положено начало организации досуга детей из бедных семей.

История создания детских общественных организаций начинается с дореволюционной России. Первые добровольные объединения подростков в России создаются еще при Николая II. С его ведома в школах и училищах создаются отряды мальчиков-разведчиков. В апреле 1909 г. В Павловске был создан лучший скаутский отряд, а в 1914 году создается Всероссийское общество "Русский скаут". К 1917 г. скаутские организации функционировали в 143 городах России и насчитывали 50 тыс. ребят. Однако массового распространения скаутское движение в России не получило, хотя ставило оно благородные задачи воспитания защитника Отечества.

Наиболее значительными среди дореволюционных детских клубов, связанных с прогрессивной интеллигенцией, были клубы С.Т. Шацкого в Москве. Принципы, содержание и методы их работы оказали потом огромное влияние на становление и развитие воспитательной работы.

Создание детских клубов было основной частью педагогической работы, которую предполагалось проводить среди детей московской бедноты. Клуб был открыт в Бутырском районе.

Клуб привлекал С.Т. Шацкого прежде всего возможностью организовать широкое общение детей и вместе с тем развить их активность, самостоятельность.

Первоначально дети объединялись по принципу товарищества. Собираясь по вечерам в клубах, они принимали участие в играх, праздниках, прогулках, слушали рассказы педагогов, сами устраивали катки, площадки для игр и т.п.

Основное внимание педагогов в клубах было направлено на поиски общественных форм воспитания, например детских собраний-сходок, способствующих организации общественного мнения в детской среде.

Постепенно, глубже изучая психологию детей и анализируя эффективность клубного воздействия, Шацкий приходит к выводу о необходимости развивать в клубе в первую очередь интересы ребят. Для их выявления в конце первого зимнего сезона деятельности клубного общества "Сетлемент", организованного в ноябре 1906 года, среди его посетителей была проведена анкета, выявившая обычные занятия детей, их семейное положение, отношение к своему клубу, их требования к клубу. Но главное, анкета помогла организаторам выяснить отношение к клубам "Сентлемента" родителей клубистов и школьных учителей.

В результате с 1908 года в клубах Шацкого начался новый этап. Структура клуба оставалась прежней - те же занятия, те же общие собрания-сходки, развлечения. Но содержание работы значительно углубилось: ребята приходили заниматься интересующим их делом. Составной частью клуба стал кружок.

С годами С.Т. Шацкий все большее значение стал придавать трудовому воспитанию. Он считал, что и начинать создание клубов надо с мастерских, работая в которых дети приобщаются к жизни, привыкают к организованности. Поэтому занятия проводились и в клубных мастерских: столярной, слесарной, переплетной, сапожной, швейной. Кроме этих помещений, были отведены комнаты для занятия рисованием, библиотека-читальня, была оборудована обсерватория. В зрительном зале со сценой устраивались спектакли, концерты с участием собственного хора, проводились собрания. Организовывались общие посещения музеев, театров, загородные прогулки.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Эпоха индейских войн в кинематографе США
Американская культура, несмотря на свою относительную историческую молодость, богата и своеобразна. Отчасти это объясняется спецификой населения США, где можно найти представителей едва ли не любой национальности, выходцев из самых разных ...

Культ фараона, религия
Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» - (ном) с ...

Том Вессельман
Том Вессельман пришел в большое искусство из коммерческого, дизайнерско-прикладного цеха — в начале своей карьеры он промышлял карикатурами для газет и журналов (рисовать он начал в армии в Корее). И совершил тот же эстетический кульбит, ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы