Весной 1908 года общество "Сетлемент" постановлением московской администрации было закрыто "за попытку проведения социализма среди маленьких детей". Примерно через год кружок Шацкого возобновляет в Москве свою работу под названием общество "Детский труд и отдых".
Под влиянием развития клубной работы в 1907 году на педагогических курсах в Петербурге было создано общество "Фребеличе", члены которого стали проводить по воскресениям "детские утра" для детей от 5 до 9 лет. Несколько позднее в память о педагогических идеях и делах Л.Н. Толстого в 1910 году было решено создать новое воспитательное и образовательное учреждение для детей беднейших слоев населения - Народный детский дом имени Л.Н. Толстого.
В Народном детском доме в отличие от клубов Шацкого, с его стремлением проводить работу интенсивно, работа была организована экстенсивно, обращалось внимание на количество детей, которые могут посетить клуб. Этого требовали особенности времени.
Организация работы с детьми в стране переходит от отдельных лиц к педагогическим обществам и кружкам. Особенно сильный размах клубная деятельность, проводимая педагогическими обществами, получила в 1910 году, который характеризовался в стране новым революционным подъемом. Теперь практически не существовало такого педагогического общества или кружка, который не занимался бы этой работой.
В Казани были созданы так называемые "детские собрания", по структуре своей близко стоявшей к клубам Шацкого. В Симбирске на площадке для игр уже существовали постоянно действующие кружки для детей: столярный и лепки. Для участников кружков устраивались экскурсии, лекции, выставки их работ.
В большинстве провинциальных городов педагогические общества организовывали площадки для игр (Томск, Челябинск, Омск, Курган и др.), проводили праздники, елки, детские утренники, игры, беседы, лекции с волшебным фонарем, экскурсии, спектакли. [1]
Популярность детских клубов привела к тому, что наряду с деятельностью клубов для бедных детей стали создаваться клубы и для детей из состоятельных семей. Однако эти клубы носили другой характер, выполняли иные воспитательные функции. Дети, посещавшие клубы, обучались в школах, их воспитанием занимались в семье. Поэтому занятия в клубах для них были развлечением и носили, как правило, спортивный характер, как в клубах скаутов. Эти клубы открыто выражали классовый характер и поддерживались официальными властями (общества "Сокол", "Русский скаут" и др.).
По своим целям, организации, сравнительно высокому членскому взносу, обязательной форме и пр. такие клубы были доступны лишь узкому кругу детей и широкого распространения в России не получили. Так, в 1915 году клубы "Скаутов" были созданы лишь в Петрограде, Царском селе, Москве, Киеве и ряде провинциальных городов.
Результатом широкой клубной деятельности явилось обсуждение вопросов о клубной работе с детьми на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования (декабрь 1913 - январь 1914 г.), где клубы были признаны "необходимой общественно-педагогической организацией". [4]
Вывод:
1) творческие усилия передовых педагогов дореволюционного времени, направленные на радикальную перестройку внутренней жизни школы, нашли свое выражение как в опытах создания клубов - отдельными лицами и коллективами, так и в официальных попытках оформить признание правильности и законности этих опытов.
2) в условиях царского самодержавия создание детских клубов не оказывало серьезного влияния на изменение жизни детей страны, но опыт лучших дореволюционных детских клубов, созданных прогрессивной педагогической интеллигенцией, показал, что именно в клубах возможна широкая агитационная и просветительная работа, развитие самодеятельности, активности интересов ребят, их трудовое воспитание, организация разнообразного досуга.
3) В Досоветский период учреждений культуры для детей и подростков как таковых не существовало, но прообразы данных учреждений занимались в основном воспитанием подрастающего поколения, мало внимания уделялось досугу и интересам самих детей, развитию их творческих способностей. Досуг начал играть важную роль при Петре I, когда стали проводиться различные балы и карнавалы для детей и подростков. Досуг на Руси среди подростков был дифференцирован, но главной целью досуга было общение между молодыми людьми, знакомство с целью замужества. С целью общения детей и подростков С.Т. Шацкий позже создает клубы (Правда вскоре их главной целью становится развитие интересов ребят). И на сегодняшний день потребность в общении среди детей и подростков является одной из самых главных и реализуется в учреждениях культуры и досуга
4) В связи с дифференциацией досуга встал вопрос об организации досуга для малообеспеченных детей, с этого момента и начинается история собственно учреждений культуры и досуга для детей, различных обществ и объединений по интересам. Целью этих учреждений уже было не только воспитание и организация досуга, но и реализация индивидуальных способностей личности, что помогало детям развиваться и самоопределяться в жизни.
Другие публикации:
Книжная и периодическая
печать
В тяжелых условиях происходило развитие печати и издательского дела. Издательства, публиковали только на русском языке, в основном, религиозную литературу, грамматики, словари, справочники. [3. С. 179]
Из периодической печати издавались ...
Постмодернизм в живописи
"Картина устарела,- провозглашают постмодернисты, - и на арену изобразительности выходит инсталляция – случайное соединение разных предметов, которому придают несвойственное, "сакральное" значение. Например, произведение од ...
Постимпрессионизм
Этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Именно ...