Опыт работы детских клубов до революции был использован при создании советских детских клубов. С победой Октябрьской революции для успешного строительства коммунистического общества необходимо было воспитать нового человека - гражданина Советской России, преданного партии и своему государству, инициативного, активного, политически грамотного и образованного. Поэтому социалистическая революция с первых дней с особой остротой поставила вопрос о социальном, общественном воспитании подрастающего поколения. Требовалось разработать теорию коммунистического воспитания и создать государственную систему образовательных и воспитательных учреждений.
Создав Народный комиссариат просвещения, советское правительство положило начало государственной деятельности в области народного воспитания и образования.
Для руководства социальным воспитанием при Наркомпросе был создан центральный орган - Главное управление социального воспитания и политехнического образования (Главсоцвос), ведавший дошкольным воспитанием и школьным образованием детей, охраной детства, внешкольной работой среди детей и подростков, а так же повышением квалификации педагогического персонала.
Таким образом, впервые в истории страны в государственном масштабе были организовано внешкольное образование детей.
Вопросы социального воспитания и образования с особой остротой встали в период Гражданской войны. Сотни детей остались без крова, без родителей, без домашнего и школьного воспитания.
Советское правительство предполагало осуществить полное социальное обеспечение детей в возрасте от 3 до 17 лет. Однако, в период гражданской войны для молодой республики эта задача оказалась непосильной, было введено лишь социальное обеспечение для беспризорных детей. Органы народного образования приступили к реорганизации школы, идея социального воспитания в области внешкольной работы наиболее полно воплотилась в создании клубов для детей. [3]
Детские клубы создавались по всей стране. Так, в 1918 году в Москве насчитывалось 10 клубов для подростков, в Петрограде - более 20. В Томске были открыты Дом юношества и детский клуб "свободных детей". В г. Звенигороде под Москвой - детский клуб для детей от 9 до 14 лет. По свидетельству А.В. Луначарского, в 1919 году в г. Костроме на 70000 жителей было создано 12 детских клубов, в каждом из которых занималось от 150 до 400 детей. В этом же году на одной из станций Виндавской железной дороги, недалеко от Москвы, создается детский железнодорожный клуб с различными кружками и библиотекой. В Саратове был организован первый детский клуб с кружками, а так же клуб подростков. В Ясной поляне под Тулой в память о педагогической деятельности Л.Н. Толстого создается первый детский город имени III Интернационала. В Волокаламском уезде Московской области - детский городок, в котором с ребятами проводилась клубная, художественная, экскурсионная, опытническая и другие виды работ.
Клубы рассматривались как "Своеобразные проводники педагогического влияния на детей", поэтому, несмотря на трудности переживаемого момента, - был утвержден довольно большой штат воспитателей. Педагог выделялся на каждые 20 - 25 человек, посещавших клуб.
Детские клубы этого времени можно разделить на несколько видов в зависимости от организационной структуры и характера деятельности.
Другие публикации:
Жак Огюст Доминик Энгр
Двигаясь дальше от даты рождения Наполеона в хронологическом порядке, стоит рассказать о таком небезызвестном художнике Франции конца 18- начала 19 века, как Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). В тот период в художественном мире у начинаю ...
Романтизм в живописи
Романтическая школа во Франции возникла как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству в целом. Полотна романтических художников отличались экспрессивностью, эмоциональной возбужденностью, тяготением к экзотическим ...
Понятие «музей»
Современная музееведческая мысль разработала целый ряд определений музея, что связано как с различными исследовательскими подходами специалистов, так и с разнообразием целей и задач, ради которых создаётся дефиниция. Например, в Российско ...