Таким образом, клубы в школах продленного дня по своей структуре и характеру деятельности были аналогичны самостоятельным детским клубам Наркомпроса. [1, c.500]
В 20-е годы особое внимание государства и педагогической общественности привлекали рабочие-подростки. Гражданская война, разруха, голод нередко вынуждали даже закончивших 1 - 3 класса начальной школы уходить на производство. Появилась настоятельная потребность в широком образовании и воспитании работающих детей и юношества.
Еще в октябре 1918 года Наркомпрос принял решение об обязательном обучении подростков в возрасте от 15 до 17 лет, занятых в производстве. Привлечь рабочее юношество легче всего оказалось через клуб. Стали создаваться клубы-школы, которые были распространились по стране. Уже в конце 1920 года, по данным 36 губерний республики, функционировало 212 школ-клубов, в которых занималось 11 000 подростков.
Главной задачей клубов Н.К. Крупская считала общественное воспитание подростков.
Предполагалось, что школы-клубы позволят проводить обучение подростков одновременно с политическим, эстетическим и физическим воспитанием, развивая их индивидуальные склонности и способности, а также общественную активность. Учащиеся 4 часа проводили на предприятии, 4 часа занимались в школе-клубе: учебой (2 часа), искусством (1 час), спортом (1 час). На научных занятиях в школе-клубе подростков должны были познакомить с основами марксизма, всеобщей историей, биологией, литературой, музыкой и т.п. Занятия проводились в форме бесед с иллюстрациями.
В результате работы по укреплению и развитию советской школы центр внеучебного воспитания был перенесен в школу. Организованные в эти годы летние школы представляли собой, по существу, летние внешкольные учреждения, где ребята объединялись не в классы по возрастному принципу, а в кружки или группы - трудовые артели - на основе коллективного труда, игр и отдыха при широком самоуправлении. Летняя школа занималась социально-политическим, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием детей. Возобновляли свою деятельность детские оздоровительные площадки при школах, создавались пришкольные мастерские, в которых дети занимались в послеурочное время. Было создано школьных библиотек, туристско-экскурсионных станций.
Развитие детских клубов в 20-е годы связано с широким распространением детского коммунистического движения. [4]
В 1922 году в стране были организованы первые пионерские отряды. V съезд комсомола (декабрь 1922 года) принял решение об объединении всех пионерских в единую коммунистическую организацию юных пионеров, организацию не для детей, а самих детей, с тем чтобы строить воспитание на основе участия детей в общественной жизни страны. Сущность детского коммунистического движения заключалась в вовлечении широких масс детей трудящихся в строительство нового общества, в воспитании новых революционных поколений.
Поиски наиболее эффективных форм пропаганды пионерских дел привели к созданию уже в 1923 году в школах красных уголков, ставших центрами агитационной работы в рабочих коллективах, на предприятиях. Работа красных уголков строилась различно: в ряде школ были открыты постоянные выставки, иллюстрировавшие важнейшие события Октябрьской революции, рассказывавшие о В.И. Ленине и его соратниках. Периодически в виде лозунгов и вырезок из газет экспонировались материалы политического характера. Во многих уголках проводились лекции, беседы на политические темы. Иногда красные уголки превращались в читальню, иногда - в место собрания детских организаций. В них пионеры занимались выпуском стенной газеты. На их базе работали различные детские общества и школьные кооперативы. Красный уголок служил местом отдыха и развлечения пионеров и октябрят, объединил всю политическую и культурно-просветительную работу ШУСа (школьного самоуправления).
Другие публикации:
Линейная перспектива
Одна из изобразительных задач связана с необходимостью убедительно передать трехмерный реальный мир с его пространствами, объемами, рельефами, фактурами на двухмерной плоскости картины. Она должна вызывать точные ассоциации у зрителя и ад ...
Романтизм в музыке
Представлен творчеством австрийского композитора Ф.Шуберта (1797-1828), итальянцем Н. Паганини (1782-1840); немцем К. М. фон Вебером (1786-1826). Величайшие музыкальные произведения создаются Л. ван Бетховеном (1770-1827), Ф.Шопеном (1810 ...
Основные представители эпохи Возрождения
Франческо Петрарка (1304—1374) — родоначальник итальянского Возрождения, великий поэт и мыслитель, политический деятель. Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни — в Итали ...