Таким образом, клубы в школах продленного дня по своей структуре и характеру деятельности были аналогичны самостоятельным детским клубам Наркомпроса. [1, c.500]
В 20-е годы особое внимание государства и педагогической общественности привлекали рабочие-подростки. Гражданская война, разруха, голод нередко вынуждали даже закончивших 1 - 3 класса начальной школы уходить на производство. Появилась настоятельная потребность в широком образовании и воспитании работающих детей и юношества.
Еще в октябре 1918 года Наркомпрос принял решение об обязательном обучении подростков в возрасте от 15 до 17 лет, занятых в производстве. Привлечь рабочее юношество легче всего оказалось через клуб. Стали создаваться клубы-школы, которые были распространились по стране. Уже в конце 1920 года, по данным 36 губерний республики, функционировало 212 школ-клубов, в которых занималось 11 000 подростков.
Главной задачей клубов Н.К. Крупская считала общественное воспитание подростков.
Предполагалось, что школы-клубы позволят проводить обучение подростков одновременно с политическим, эстетическим и физическим воспитанием, развивая их индивидуальные склонности и способности, а также общественную активность. Учащиеся 4 часа проводили на предприятии, 4 часа занимались в школе-клубе: учебой (2 часа), искусством (1 час), спортом (1 час). На научных занятиях в школе-клубе подростков должны были познакомить с основами марксизма, всеобщей историей, биологией, литературой, музыкой и т.п. Занятия проводились в форме бесед с иллюстрациями.
В результате работы по укреплению и развитию советской школы центр внеучебного воспитания был перенесен в школу. Организованные в эти годы летние школы представляли собой, по существу, летние внешкольные учреждения, где ребята объединялись не в классы по возрастному принципу, а в кружки или группы - трудовые артели - на основе коллективного труда, игр и отдыха при широком самоуправлении. Летняя школа занималась социально-политическим, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием детей. Возобновляли свою деятельность детские оздоровительные площадки при школах, создавались пришкольные мастерские, в которых дети занимались в послеурочное время. Было создано школьных библиотек, туристско-экскурсионных станций.
Развитие детских клубов в 20-е годы связано с широким распространением детского коммунистического движения. [4]
В 1922 году в стране были организованы первые пионерские отряды. V съезд комсомола (декабрь 1922 года) принял решение об объединении всех пионерских в единую коммунистическую организацию юных пионеров, организацию не для детей, а самих детей, с тем чтобы строить воспитание на основе участия детей в общественной жизни страны. Сущность детского коммунистического движения заключалась в вовлечении широких масс детей трудящихся в строительство нового общества, в воспитании новых революционных поколений.
Поиски наиболее эффективных форм пропаганды пионерских дел привели к созданию уже в 1923 году в школах красных уголков, ставших центрами агитационной работы в рабочих коллективах, на предприятиях. Работа красных уголков строилась различно: в ряде школ были открыты постоянные выставки, иллюстрировавшие важнейшие события Октябрьской революции, рассказывавшие о В.И. Ленине и его соратниках. Периодически в виде лозунгов и вырезок из газет экспонировались материалы политического характера. Во многих уголках проводились лекции, беседы на политические темы. Иногда красные уголки превращались в читальню, иногда - в место собрания детских организаций. В них пионеры занимались выпуском стенной газеты. На их базе работали различные детские общества и школьные кооперативы. Красный уголок служил местом отдыха и развлечения пионеров и октябрят, объединил всю политическую и культурно-просветительную работу ШУСа (школьного самоуправления).
Другие публикации:
Маньеризм как течение в европейском искусстве
Маньеризм
(итал. manierismo, от maniera – прием, манера), течение в европейском искусстве 16 века, зародившееся в лоне искусства итальянского Возрождения и отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов. Мастера маньеризма культив ...
Понимание культуры в новое время
Понятие «культура» вошло в обиход в современном значении в европейской мысли во второй половине XVIII в. в Германии. Оно имело два смысловых оттенка:
– господство над природой с помощью знаний и ремесла, так как культура выступала как ма ...
Иероглифическое письмо
Иероглифическое— письмо, использующее иероглифы, знаки, каждый из которых обозначает отдельную лексическую единицу (морфему, слово). Иероглифическое письмо непосредственно передает план содержания лингвистических единиц. Является одним из ...